Внутренние задачи дизайна – личное пространство

340

Задачи дизайна и архитектуры

Что такое личное пространство?

Науки Проксемика и Семиотика на службе дизайна и архитектуры

Динамичность интерьера и личное пространство

В настоящее время дизайн окончательно охватил все сферы жизни человека. Актуальность его заключается в желании гармонии, а также  в стремлении самовыражения человека и в желании проецирования себя на остальной окружающий мир. Для человека нормально и необходимо окружать себя предметами, красками, различными элементами, которые гармонируют с его внутренним миром.

 Архитектура всегда имела свой логичный и определенный внешний смысл. Это организация domik_zenокружающего пространства, подчеркивание личного статуса хозяина дома или владения, монументальный отпечаток и прописка на века заказчика строительства и, безусловно, архитектора.

Внешние задачи архитектуры всегда связаны с решением экономических задач, по наиболее оптимальному использованию ресурсов при строительстве, подключению коммуникаций, эффектному и правильному внешнему виду. Чем более масштабнее архитектурное решение, тем больше средств оно требует. И по понятным причинам вопросами возведения дворцов  занимались далеко не все. Но стремление к самовыражению присутствует практически у всех людей. А это уже прерогатива внутренних целей архитектуры – они в большей степени относятся к внутреннему миру человека.

Вот на этой интересной теме дизайна, архитектуры и личного пространства человека и остановимся подробнее.

Задачами потребностей внутреннего мира человека наука стала интересоваться, изучать и решать сравнительно недавно. Интересный феномен заключается в том, что в этом аспекте быта, практика опережает науку. Дизайнеры, обустраивая интерьеры и архитектурные ансамбли, порой интуитивно решают вопросы оптимизации пространства. Научные публикации уже вдогонку описывают тот или иной их выбор.

Что интересного появилось на сегодняшний день? Появилось такое явление, как «приближение архитектуры к человеку». В чем это выражается?

Если посмотреть, как строились жилые дома еще десяток лет назад, можно увидеть, что человек рассматривался, как отдельная единица, которая требует отдельного жилья. Он проживает на своей выделенной ему жилплощади, все свои желания в удовлетворении потребностей необходимых для жизни, общения он решал сам. Культурные притязания на внешнее обустройство экстерьера, включение элементов культуры, традиций можно сказать, вообще не рассматривались. В целом так все и жили, результатом такого подхода, точнее сказать, «апофигозом» этого быта стало явление выброса Dom_zenмусора, не выходя из квартиры, просто из окна.

В настоящее время, благодаря «очеловечиванию архитектуры», вместо далеких от всяких культурных ценностей коробок стали строиться жилые комплексы, обустройство и планировка которых, на этапе проекта уже предусматривает развернутую инфраструктуру и возможности для встреч и общения жильцов.

Таким образом, современная мысль архитектуры и дизайна подошла к рассмотрению такой важной составляющей в любом проекте, как личное пространство. И оно не ограничивается стенами квартиры, не запирается дверью. Личное пространство человека, оформляемое любимыми предметами, элементами интерьера внутри его жилища, также распространяется и далеко за пределы его официального владения. Так устроены люди, они имеют желание проецировать свой внутренний мир и на свое окружение. Правильная и гармоничная возможность для этого благоприятствует гармоничному развитию социума.

Проксемика – наука, которая рассматривает человека в комплексе внешних данных, в которые входит окружающее пространство и социум. Каждый житель не отдельная единица, которой необходимы лишь квадратные метры жилплощади. А часть живой социальной группы, для которой имеет важность причастность к коллективу и удобное культурное окружение. Понимающие эти моменты застройщики выгодно выделяются на сегодняшнем строительном рынке. По этой теме можно посмотреть статью здесь.

Но из чего состоит наше окружение? Это и предметы, и архитектурные элементы – все они имеют для человека какой-то смысл. Предметами люди окружают себя испокон веков. Многие тысячелетия самые разные элементы мебели, утвари, вспомогательных элементов быта наполняют жилища. Многие уже поменяли свое назначение. Но на уровне коллективного бессознательного мы считываем для себя значение того или иного предмета. Этот феномен изучает наука Семиотика.

Каким бы интерьерным наполнением человек себя ни окружал, предметы невербальным образом передают определенное настроение. Качество получаемых при этом эмоций зависит от внутреннего багажа самого человека. В этом и заключается любовь или антипатия некоторых людей к разным предметам. Обстановка с преобладанием тех или иных вещей, создает определенное настроение. И у каждого человека оно разное.

Это же касается и выбираемых материалов для отделки интерьера. Камень, дерево, ткань – они также имеют свою определенную знаковость для человека.

Из этих фактов вытекает еще один интересный феномен – динамичность интерьера.

Комбинация тех или иных элементов архитектуры, стиля дизайна, интерьерного наполнения могут составлять разную степень динамичности интерьера. Возможно, это может показаться странным, но каждый интерьер, подобно человеку, имеет свой темперамент. Можно вспомнить 4 типа: сангвинический, холерический, флегматичный и меланхоличный. Этими же типами обладают и архитектурные строения и интерьеры. И исходя из этих определений, можно понимать и степень динамичности.

Для примера, можно представить себе интерьер спортивного зала, наполнение, которое соответствует ему, стимулирующие к занятиям плакаты и фото, покраска, линии, которые доминируют, звуки. Теперь вспомним, как выглядит внутреннее оформление банка, театра, спа-салона, вокзала, базарной площади. Картины разнятся. У каждой представленной картины есть свой темперамент. Каждая побуждает к разного рода действиям. Какая-то побуждает к активности, другая к сосредоточенности, какая-то к расслаблению. И, в зависимости от этого каждая по-своему влияет на отдельного человека.

Выбирая стиль, дизайн интерьера, можно учитывать такую составляющую, как динамичность, чтобы личное пространство гармонировало с внутренним наполнением дома.