Фэн-шуй, история

210

Уже более десяти лет прошли с тех пор, как понятие Фэн-шуй пришло в наш обиход. В Америке, Европе о нем заговорили намного раньше, чем у нас, еще в прошлом веке. Но как только это знание было доступно, стали использоваться его принципы при ремонте квартир, домов, проектировании интерьеров. С разной степенью энтузиазма люди использовали советы этой восточной науки. Кто-то в точности следовал советам, кто-то нанимал практиков, ну а кто-то просто спрашивал, зачем забивать головы и свои квартиры разного рода «сакральными» предметами и использовать восточные традиции в обустройстве своих домов, если мы, территориально находимся в Европе или просто очень не рядом с Китаем? Вопрос правильный, ведь каждый народ сам должен иметь свои традиции. И если человек живет в Европе, к чему в его доме позолоченный слон, фигурки Будды или какие-то еще иероглифы.

Но, как часто бывает, срабатывают другие принципы – психологические. Похожие на эти: в родном отечестве нет пророка, свои традиционные наставления предков не помним или они надоели, они не модны, и всегда тянет на что-нибудь экзотическое.

Но гармонично свои дома и квартиры обустраивать все равно надо. Поэтому, можно попробовать исследовать базовые советы китайской науки, и пролить на них свет логики, так сказать, убрать экзотический налет. Выяснилось, что они вполне объяснимы и совсем не причудливы. И загадочность их проявляется степенью понимания людей глубинных процессов мироздания.

Результат разбора можно увидеть во второй части статьи здесь , а кому интересны исторические моменты возникновения науки, с чего все начиналось, и что именно в знании этом важно, продолжайте чтение.

Можно начать с самой истории появления науки о природе. Оказывается, изначально она ничего общего не имела с уже привычными атрибутами, статуэтками, амулетами и другими различными предметами. Фен – означает ветер, шуй – вода, и в общую концепцию знания, во главе которых стоят эти два слова, систематизировались задолго до рождения самого Будды. Чьи фигурки активно стали расставлять в домах теперь. Это уже говорит о том, что дело совсем не в них. А сначала дело было так.наставникДзен

Мастер, живший в древнем Китае, по имени Ян И, сформулировал основные теории, которые впоследствии положили в уже знакомый нам Фэн-шуй. Он написал трактат, который назвал «Поиск дракона там, где его нет». В самом названии содержится мощный смысл. Он перекликается с базовыми понятиями искусства – Инь и Ян. Природа устроена таким образом, что даже в полном отсутствии чего бы ни было, рождается исток для появления этого, якобы отсутствующего звена. Можно понимать и так — даже в полном хаосе и преобладании энергии Ша Ци, человек, практикующий знание, способен приходить к благотворной энергии Шень Ци. Идея правильная, особенно в условиях современной урбанизации. Когда гармоничную природу не всегда можно из окошка рассмотреть.zen02

Ян И исследовал деревни, которые активно развивались, и изучал окружающее пространство, особенности ландшафта. Он считал, что для ведения хозяйства важно «дыхание дракона», (Шень Ци) — благоприятной энергии, которая позитивно влияет на процессы жизнедеятельности людей. Накопление ее способствует процветанию. Энергия в окружающем нас пространстве есть. Это уже данность. Изменить это никак не представляется возможным. Но вписать свое жилище в природное окружение, и впоследствии, гармонизировать свой быт так, чтобы возникало чувство уюта и позитива можно. Хорошее влияние этой благоприятной энергии и причины ее накопления в доме трактовалось так – достаточное ее количество позволяет человеку не только хорошо себя чувствовать, пребывая в доме, но и легче справляться со стрессом, различными неурядицами, которые происходят во внешнем мире, на работе. Если благотворной энергии мало, или даже есть преобладание негативной – Ша Ци, человек не может в достаточной мере отдыхать и заряжаться позитивом. Стресс в его жизни накапливается. Значит, чем правильней упорядочить обстановку, тем лучше будет «дыхание дракона», тем больше позитива будет в жизни человека, тем лучше будет его баланс Инь-Ян.

Вот так выглядят основные положения основополагающей науки об обустройстве быта Фэн-шуй. Есть Небесное Ци – это то, что человек получает от рождения. Есть Земное Ци – энергия и особенности внешнего пространства, в котором человек живет. Повлиять на эти данности, изменить их, возможности нет. Поэтому человек обустраивает свой дом, принимая во внимание эти данные, и гармонизирует свой быт таким образом, чтобы накапливать энергию Шень Ци – позитивную энергию, позволяющую ощущать уют, комфорт, получать приятные эмоции от пребывания в доме. И уменьшать возможность для влияния негативной энергии Ша Ци, символизирующей застои, захламленные углы, сломанные вещи. Изначально, так стремительно распространившиеся предметы и символы, которые теперь все ассоциируют с этой наукой, как говорили ранее, в ней не использовались. Человек сам в состоянии настроить свой быт. Предметы брали в случаях, когда у человека его энергии для реализации гармонии не хватало. Любой предмет несет в себе заряд энергии мастера, его исполнившего. Наличие его в том или ином месте просто усиливает ощущение достатка или позитива. Не более того. Если планировка комнат вызывает дискомфорт, предмет сможет лишь оттянуть на себя внимание. Что лишь поверхностно решит проблему. Это скорее для успокоения сознания. Подсознание подкупать дороговизной и экзотичностью аксессуаров также нелепо, как и ожидать, что при их помощи будет лучше циркулировать энергия в захламленном углу. Равно, как и энергия не понимает важности того или иного элемента, она течет по законам природы. Любой набор предметов – это индивидуальная психологическая составляющая хозяина. И хорошо будет работать лишь в случае гармоничной комбинации с учетом внешней энергии пространства и внутренними качествами и предпочтениями хозяина.

Также, в плане обустройства жилища не было деления на зоны судьбы, любви и, конечно, бизнеса, и так далее. Считалось, что каждый дом индивидуален. Подобно тому, как нет одинаковых людей, так же нет и одинаковых квартир. Следовательно, благоустройство создавалось индивидуально для конкретных стен. И требуемые зоны определялись так же индивидуально.

Мастера, которые владели этим искусством, были на особом счету. Их поначалу, практически не выпускали за стены императорского дворца, дабы эти знания не стали достоянием «конкурирующих умов» — врагов императора. Но мало-помалу, искусство все равно распространилось по всему Китаю и вышло за его пределы. И из закрытой техники они стали достоянием многих. В том числе и тех, кто сделал из Даосской системы знаний о природе способ заработка.

А дальше, уже в середине прошлого столетия, американский ученый китайского происхождения систематизировал все данные и создал теперь уже знакомую науку. Привел ее к виду, который быстро захватил умы людей Европы и Америки. И мы получили тот микс, китайских традиций и фастфуда, который видим на прилавках книжных магазинов.